В проведении детской терапии есть ряд отличительных особенностей:
- Длительная диагностика.
- Большая часть работы происходит не с ребенком, а с его окружением.
- Работа часто происходит в игровой форме.
Рассмотрим эти особенности подробнее:
1. Длительная диагностика
Большинство нарушений поведения ребенка запускает механизм ситуативной подстройки.
Именно поэтому психолог в первую очередь выявляет напряжение в паре «родитель–ребенок», смотрит на механизмы взаимодействия, на то, как строятся отношения в этой паре.
Диагностика происходит в 4 этапа:
- На первую встречу приходит родитель без ребенка. На ней происходит сбор анамнеза. Также на этой встрече мы проясняем вопросы, интересующие родителя: что его тревожит в поведении ребенка, какие моменты ему бы хотелось откорректировать.
- На вторую встречу родитель приходит вместе с ребенком. На этой встрече мы знакомимся с ребенком (особенно если он достаточно мал для индивидуальной работы). На этой сессии мы смотрим на механизмы взаимодействия, на уровень развития ребенка, его психологические особенности. Собираем информацию о способах взаимодействия ребенка с миром, а также смотрим на самопрезентацию ребенка.
- На третью встречу приходит непосредственно ребенок. На этой встрече проводится его тестирование. Чаще всего для этого используются проективные методики, соответствующие его возрасту.
- На четвертую встречу приходят родители. На этой встрече мы обобщаем полученный материал и даем рекомендации с развернутым анализом результатов диагностики; встреча проводится без ребенка.
2. Большая часть работы происходит не с ребенком, а с его окружением
Для стойких изменений в поведении ребенка необходима поддержка семьи.
Ребенок по сути своей не самостоятелен, и его поведение являются ответной реакцией на ситуацию, в которой он находится. Стиль его поведения формируется с одной стороны его физиологическим состоянием, с другой окружающими. Для того, чтобы изменить поведение ребенка, нужно понять, что именно толкает его на такие поступки, и изменить ситуацию. Самостоятельно измениться ребенок, к сожалению, не может.
3. Работа часто происходит в игровой форме
Дети играют легко и с удовольствием, легко отождествляясь со своим персонажем. В игре они безопасно и легко пробуют новое, высказывают свои мысли и изменяются.