Итак продолжим разговор про мамино влияние на нас.
Татьяна: Почему же ещё так важно прорабатывать маму и заниматься этим вопросом!
Общение с мамой это самое первое диадное общение. Диада. Это двое. Если вы посмотрите на окружающую действительность, то вы заметите что мы достаточно хорошо общаемся один на один. Но когда появляется третий, тут начинаются трудности. Но то как мы строим отношения например с собой и миром, с собой и близким, с собой и социумом, с собой и другим, с собой и начальником это диадные отношения. И все что мы усвоили из общения с мамой тем или иным способом мы реализуем в повседневной жизни. Это то чему мы научились. Это прям такой базовый навык. Это как есть ложкой и ходить в туалет.
Мария: Даже если мама нами не занималась эти навыки у нас будут?
Татьяна: Понимаете, не бывает такого, чтобы мама нами совсем не занималась. Потому что как-то она нас кормила, как-то она нас одевала, как-то к нам обращалась. Эти отношения в общем то закладываются в среднем до трёх пяти лет. И в этот момент ребенок очень сильно зависит от мамы. И надо понимать что сценарии которые ребенок выстраивает, они построены в первую очередь такими, потому что ребенку деться некуда. Это сейчас я взрослая и могу развернуться если мне что то не нравится встать и уйти, а если трёх летний ребенок встанет и уйдет, то что с ним случится?
Мария: Он не выживет.
Татьяна: Да, он не выживет или у него должны найтись какие-то опекающие взрослые которые будут ему помогать взрослеть и жить.
Поэтому отношения с мамой это такой стержень, на который нанизывается все остальное. Это ствол дерева. Если ствол дерева кривенький…то построить что-нибудь ровненькое сложно. Вернее даже не кривенький. Кривенький это когда мама была плюс минус нормальная, заботящаяся. А когда мама была абьюзивной, когда мама была нарушающей, когда мама отвергала, это такое деревце с поломанным многократно стволом. И для того чтобы всё-таки расти, развиваться и быть пышущей здоровьем и силой нам нужно найти эти переломы, сложить их правильно. Где то там подчистить для того чтобы они могли срастись. Мы срезаем плохое, это приносит боль. И дальше нужно какую-то поддержку для того чтобы этот стволик срастался.
Наверняка вы слышали такое понятие «базовое доверие к миру».
Так вот существуют сферы, которые формирует мама, как основу, как базис. И базовое доверие к миру одно из первичных сфер. Оно формируется мамой ещё в перинатальном периоде. То как мама относилась к беременности, то радовалась она ребенку или нет, то насколько много она испытывала стрессов. Не всегда базовое доверие сформировано только отношением самой мамы к ребенку, есть ещё и факторы извне влияющие на маму. Если у мамы были какие-то проблемы или сложности во время вынашивания, то доверие этого ребенка к миру нарушается. Потому что при стрессе околоплодная жидкость становится горькой. И в каком то смысле буквально немножечко отравляет ребенка. Почему все старые бабушки и тётушки говорят своим девочкам: не нервничай, успокойся, смотри на прекрасное. Потому что когда будущая мать в покое, в хорошем благостном состоянии околоплодная жидкость сладкая. Поэтому ребенок получает первое ощущение от окружающей действительности — оно сладкое или оно горькое и опасное.
Дальше этот первый опыт это до десяти дней. Это тогда когда мы только родились и мы ещё совсем младенчики. Как быстро нас отдали маме, насколько мы с ней плотно, насколько мы с ней взаимодействуем, насколько мама включена. Именно поэтому у постсоветских детей практически у всех была травма привязанности потому что младенцев уносили от мам и приносили только покормить и ребенок чувствовал себя обделённым и брошенным. Уже просто по факту того что он не в контакте с мамой. А ему было необходимо слышать ее. Представьте себе вот 24/7 вы слышали ее голос, слышали как бьется ее сердце и вдруг она на несколько часов пропадает. Да звуков много, но вот этого привычного успокаивающего, стабилизирующего звука маминого голоса и маминого сердцебиения нет. Почему детки очень быстро успокаиваются, если их прижимает к груди мама. Это они слышат привычный стук, привычный звук того самого сердца, которое сопровождало их предыдущие 9 месяцев.
И надо знать что ребенок рождается совершенно не способный к реальной окружающей среде психологически. У него реакции торможения происходят за счёт значимого взрослого. Почему собственно говоря психологи и педиатры советуют: Если вы истерите и вам совсем плохо, то лучше отойдите от ребенка, поорите там в ванной или на балконе, подышите, дайте сердцу успокоится и только потом подходите к ребенку. Потому что чем больше ваше серцебиение, тем больше заряжается нервная система ребенка и тем сложнее ему успокоится.
Мария: Вот да, мне всегда было удивительно — берешь чужого ребенка на руки , спинкой к себе, а он начинает кричать. Как, как он узнал?! А он сердце слышит, он чувствует.
Татьяна: Ну да. Плюс у ребенка значительно выше чувствительность и обоняние. Инстинктивно. Которое свой-чужой узнает просто на раз.
Вот так базовое доверие к миру постепенно формируется сначала в перинатальном возрасте потом во младенчестве и к году оно уже полностью сформировано. К году ребенок уже знает каков мир у нему. Доброжелателен ли он или враждебен.
Поэтому так важно давать ребенку ощущение поддержки и ощущение позитивности.