Как детям вернуть интерес к учёбе: три принципа обучения. Часть 2.

Как детям вернуть интерес к учёбе: три принципа обучения. Часть 2.

К.: Почему дети сбегают, когда мы пытаемся их чему-то научить? Неужели правда неинтересно?

Т.: Этой проблеме обучения соответствует третий принцип обучения, принцип потерянного слова. Потерянное слово — это слово, которое либо не объяснили ребёнку, либо оно было понято им не так. Когда ребенок (да и взрослый) сталкивается с неизвестным словом, у него происходит ступорный процесс.

Например, вы твёрдо знаете, что яблоко — это яблоко, оно красное, на дереве растёт. А вам говорят: «У тебя в черепе находится яблоко. Глазное». Какое яблоко, о чем вы говорите, в глазнице находится глаз! Если вы с оппонентом вступает в конфронтацию, будучи твёрдо уверенными в том, что яблоко — это то, которое на дереве, а он вам пытается объяснить, что глаз — это яблоко, возникает желание ударить его по морде или взять и уйти.

Или ребёнок читает текст: «Жили-были дед с бабкой, у них была курочка, и эта курочка несла модифицированные яйца. И после того, как она их снесла, бабушка двадцать четыре яйца клала под утку. «Сколько было яиц?» Если ребенок не знает слово «модифицированный», он на нем застынет, и дальнейший текст пройдёт мимо. Кусок текста выпадает, и за этим непонятным словом идёт отрезок текста, когда ребенок «не здесь». Он пытается понять, что сейчас прозвучало, ему не до текста — огромный кусок времени выпадает.

С взрослыми такое тоже происходит – но в какой-то момент мы собираемся, если не позволили себе сбежать. Хотя часто бывает так, что человек читает кусок текста, и возникает желание куда-нибудь «срулить». В момент выпадения из реальности организм пытается нас собрать, уведя от этого травматического опыта.

К.: Разве не интересно «погадать» что это за слово, подумать над ним? А интерес наоборот пропадает.

Т.: Одно дело, если мы это слово просто не знаем — тогда мы можем просто его посмотреть, восстановиться в этом месте и туда пойти. Другое дело, когда это слово несёт для ребенка другой логический смысл. Яблоко в глазу, и в его яблоке находится зрачок — как совместить знание о яблоке (с дерева) и эту ахинею? Никак. Ну и ладно, я побежал.

Но с детьми часто бывает так: мы им что-то рассказываем, ребёнку интересно, он слушает, и вдруг он теряет интерес, убегает или переключается на что-нибудь другое. Это значит, что вы употребили какое-то слово, которое ребенок не понимает. И у него происходит потеря интереса из-за разрыва реальности: «Вот до этого момента я все понимал, я был молодец… А вот здесь я ничего не понимаю». И очень часто как раз в этих ситуациях дети начинают страшно тупить.

Когда в школах говорят, что «Ваш ребенок — тупой», в 99,9% случаев это значит, что он на каком-то базовом уровне проскочил значимое слово. Например, ему никто не объяснил, что такое цифры. И для него это нечто невнятное, с чем происходит непонятные вещи.

Или, например «Пошла мама делать пирожки для… А потом отдала их дочери, которая её, но не совсем её, а от предыдущей». Убрали слово «бабушка», и, соответственно, все связи с этим словом  начинают искажаться: бабушка — это мама мамы, а мама — это кто?. . Вся ветка родовая ветка посыпалась, потому что не объяснили одно слово.

Начинает «скукоживаться» пространство: если нет понятия цифр, то непонятно, как с ними взаимодействовать. С детьми происходит следующее: если у него в базисе нет этого слова, или оно понято неправильно, то он будет со страшной силой тупить; если он научился обходиться без этого слова, то при попытке ему объяснить, он будет ужасно злиться. И у него будет стойкое желание прогулять, проспать, не ходить, сбежать и т.п.

К.: Неужели все это – от одного непонятого слова, и если объяснить его, ребёнок «поумнеет»?

Т.: Незнание корневых слов и непонимание их как базы очень сильно снижает IQ. Простое прояснение непонятных слов, например, со словарями, очень хорошо продвигает детей в мыслительной деятельности.

Когда понимания, осознания есть, мы их легко включаем в пространство и у нас начинают собираться объёмы. Очень часто родители пропускают слова на таком детском уровне. Возраст почемучек очень ценный, потому что в этом возрасте ребенок набирает базу, из которой он потом проращивает смысловые деревья. Если в базе порядок, то на этой базе легко построить что-то красивое и замечательное.

Поэтому для того, чтобы дети хорошо развивались, учились, думали, обретали способности, в первую очередь нужно прояснять и проявлять слова. С маленькими детками: показывая то, что обозначает слово, давая пощупать, полепить, понюхать, попробовать на вкус.

К.: Можно ли как-то узнать, какие слова ребенок не понимает так, чтобы он от нас не сбежал?

Т.: У маленьких детей и «объем слов» маленький, то есть там проверять особо нечего. А с большими детьми есть способ проверить, насколько он понимает слова.

Для этого нужно дать им обыкновенный текст и попросить прочитать вслух. Как правило, происходит следующее: «Жила-была девочка Маша и жила она в маленькой де..де..де-ре-вне». Непонятное слово как бы «прожёвывается». Запинание, изменение скорости прочтения, невнятность – признак непонимания слова.

Читая, можно посмотреть, что у ребенка «выпадает». «Сложите 1+1, получившуюся ци..ци..цифру запишите в ответе». Значит, что такое «цифра» ребёнку непонятно. В этом случае нужно просто прояснять, что это за слово, «про что оно». После того, как вы ему объяснили, попросите ребенка создать несколько предложений с учётом этого слова, потому что если он его хорошо понял, для него это будет легко.

Так мы ребёнку даём не только логическое знание, мы даём ему слово «почувствовать» на уровне осознания, на уровень чувствования смысла этого слова.

Эти три принципа помогут вам и вашему ребенку справиться с трудностями в обучении.

с Татьяной Чумаковой беседовала Ксения Чулкова

Первая часть

Другие статьи

  • http://tachu.ru/kak-detyam-vernut-interes-k-uchyobe-tri-principa-obucheniya-chast-1/ Как детям вернуть интерес к учёбе: три принципа обучения. Часть 1 — Психолог Татьяна Чумакова

    […] Вторая часть […]

Спасибо! (ESSB test)

Send this to a friend